Интернет-торговля по новым правилам

NMN.by - Новости Минска Главная    | ЗНАКОМСТВА | АГРОТУРИЗМ | ФОТОГРАФ | ПОДАРКИ | КНИГИ  |
Поиск новостей     Расширенный поиск

Разделы новостей
Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Подписка на новости
Подписка на рассылку:

Голосование
Как отражается на Вашем бюджете рост цен в Беларуси?
Существенно
Приходится больше работать
Не существенно, но ощутимо
Я этого не замечаю
Затрудняюсь ответить
Результаты

Рекомендуем

email Отправить другу | print Версия для печати |

Интернет-торговля по новым правилам

18 Jan 2009

Новая редакция Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей", вступающая в силу с шестнадцатого января, содержит ряд норм, непосредственно касающихся торговли в Интернете. В общем же и целом права потребителей заметно расширяются.

Безопасность товара

Прежде всего претерпела изменения терминология. Словосочетание "безопасность товара" отныне объясняется в следующих выражениях: "Все, что касается безопасности для жизни, здоровья и имущества самого потребителя, теперь будет касаться и безопасности его наследственности. Потребитель имеет право знать, относится ли товар к тем, что оказывают негативное влияние на его потомство (например, генетически модифицированный продукт)". То есть новая редакция закона проявляет заботу не только о потребителях, но и об их потомстве.

Что касается "существенности" недостатка, то теперь несоразмерными расходами по устранению недостатка являются расходы, равные тридцати и более процентам стоимости товара (работы, услуги), определяемой на момент устранения недостатка. А несоразмерными затратами времени, затраты, превышающие максимально допустимые затраты времени, установленные техническими нормативными правовыми актами на устранение аналогичного недостатка. К примеру, ремонт телеаппаратуры должен занимать не более десяти календарных дней.

Поставщики, представители, ремонтники

Помимо этого, в сферу потребительских отношений введены дополнительные игроки, которые прежде несли ответственность не напрямую, а через производителя или продавца. Речь идет о поставщиках, представителях и ремонтных организациях:
- поставщик - организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на территории Республики Беларусь деятельность по реализации приобретенного товара другим организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам для использования его в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. В том числе организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по ввозу товара на территорию Республики Беларусь для его последующей реализации на территории Республики Беларусь (далее - импортер);
- представитель изготовителя, продавца, поставщика (далее - представитель) - организация, ее филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность на основании договора с изготовителем (продавцом, поставщиком) и уполномоченные им на принятие и (или) удовлетворение требований потребителей в отношении товара (результата работы, услуги) ненадлежащего качества;
- ремонтная организация - организация, ее филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие устранение недостатков товара, в том числе в течение гарантийного срока, иное физическое лицо, осуществляющее ремонт товаров в рамках ремесленной деятельности.

Потребитель имеет право знать

Существенные изменения претерпели статьи закона, регулирующие объем и порядок предоставления потребителю информации. Что касается торговли в интернете, то "информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать не только наименование, место нахождения изготовителя (продавца, исполнителя), но и (при их наличии) импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и (или) техническое обслуживание товара. Если изготовителем (продавцом, импортером, представителем, исполнителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель - его фамилию, имя, отчество и место жительства; практически вся информация должна быть предоставлена потребителю до момента заключения договора (оформления заказа).

И только штриховой идентификационный код и необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного пользования товарами (результатами работ, услугами) могут быть предоставлены потребителю при доставке товара; сведения о наименовании товара, цене и условиях оплаты товаров, о гарантийном сроке и наименовании, месте нахождения изготовителя (продавца, исполнителя, при наличии - импортера, представителя), ремонтной организации, а также информация о сроке доставки товара (выполнения работы, оказания услуги), цене и об условиях оплаты доставки товара, доводится до сведения потребителя путем размещения в интернете. Иная предусмотренная законом информация до момента заключения договора может доводиться до сведения потребителя в устной форме; информация доводится до потребителя четким и разборчивым шрифтом".

Гарантия, техобслуживание и гарантийный ремонт

Если ранее изготовитель устанавливал на товар гарантийный срок по желанию, то теперь это его обязанность. Более того, гарантийный срок на импортный товар должен быть не менее срока, предусмотренного законом для аналогичных отечественных товаров. Если изготовителем импортного товара установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, нежели для аналогичных отечественных товаров, поставщик обязан установить на такой товар гарантийный срок, предусмотренный законодательством. Если изготовитель (поставщик) не выполнил предусмотренную законодательством обязанность по установке гарантийного срока или выполнил ее ненадлежаще, установить на товар гарантийный срок обязан продавец, который в итоге и будет нести ответственность перед потребителем.

Из правила о том, что гарантийные сроки на комплектующие и составную часть основного изделия считаются установленными той же продолжительности, что и гарантийный срок на основное изделие, сделано исключение в отношении тех комплектующих и составных частей основного изделия, которые подлежат периодической замене. Также дополнен порядок определения гарантийного срока для сезонных товаров: если в сезонном товаре в ходе его использования обнаружены недостатки до наступления соответствующего сезона, гарантийный срок исчисляется со дня начала использования такого товара, заявленного потребителем.

По старым правилам изготовитель обязан был обеспечить возможность использования товара по назначению в течение срока его службы. Теперь же в закон добавлена норма, возлагающая обязанности по обеспечению технического обслуживания - плановых мероприятий, предусмотренных технической документацией (не путать с гарантийным обслуживанием):
-в течение срока службы - на изготовителя (поставщика),
-в течение гарантийного срока, при его отсутствии, или если он менее двух лет, то в течение двух лет - на продавца.

Следовательно, в течение гарантийного срока товар обслуживает продавец. Если продавец по каким-либо причинам отсутствует (ликвидация юридического лица, смерть индивидуального предпринимателя), то техническое обслуживание товара обеспечивает изготовитель (поставщик). По истечении двух лет с момента передачи товара и до истечения срока службы – техническое обслуживание товара обеспечивает изготовитель (поставщик).

Ответственность за нарушение прав потребителя


Новая редакция закона предусматривает, что ответственность за нарушение прав потребителя несут не только продавец (изготовитель) или исполнитель, но также поставщик, представитель, ремонтная организация. Продавцу (поставщику) предоставлено право требовать замены товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, от изготовителя или поставщика, реализовавшего ему такой товар, а также возмещения убытков, понесенных продавцом (поставщиком) в связи с восстановлением нарушенного права потребителя.

Если при реализации потребителю товаров по образцам, описаниям, фотографиям, представленным на страницах интернет-сайта, потребителю не предоставлена возможность получить необходимую и достоверную информацию о товаре в момент доставки товара, тот вправе отказаться от приобретения товара без возмещения продавцу расходов, связанных с доставкой. Очевидно, что продавцу не стоит спешить уменьшать объем информации предоставляемой потребителю письменно. Теперь чем больше информации на страницах интернет-магазина, тем безопаснее продавцу.

Новый пункт закона предусматривает обязанность проведения экспертизы достоверности информации продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем), в случае возникновения спора о достоверности предоставленной информации о товаре. Правила проведения такой экспертизы аналогичны правилам проведения экспертизы качества товара, которая включает в себя: обеспечение проведения экспертизы продавцом и за его счет; уведомление потребителя о дате, времени и месте проведения экспертизы и т.д.

Переходя к ответственности за ненадлежащее качество товара, следует отметить нововведение, которое закрепило право потребителя возвращать товар без потребительской тары (упаковки) при расторжении договора. Как уже упоминалось, внесены изменения в состав лиц, несущих ответственность перед потребителем. В случае банкротства продавца (изготовителя), приостановления или прекращения его деятельности, отсутствия у потребителя достоверных сведений о нем, месте его нахождения или месте жительства за пределами Республики Беларусь, потребитель вправе обратиться к поставщику (представителю).

И предъявить поставщику (представителю) требования о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов по устранению недостатков товара. При невыполнении поставщиком (представителем) предъявленных требований, потребитель вправе возвратить ему товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в порядке, установленном Законом.

Также по новым правилам потребитель вправе требовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара ремонтной организацией, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара в течение гарантийного срока.

Компенсация морального вреда

Компенсацию морального вреда потребитель теперь вправе требовать не только от изготовителя и продавца, но и от поставщиков, представителей, ремонтных организаций.

Обмен товара

Следует также отметить изменения закона в части права потребителя на обмен товара надлежащего качества. Принципиально изменилось следующее:
- четко прописано право на возврат качественного непродовольственного товара. Раньше можно было требовать лишь обмена качественного товара на другой товар, сейчас можно сразу вернуть товар и требовать деньги;
- прописан максимальный срок удовлетворения требования о возврате качественного товара - семь дней с момента заявления такого требования;
- установлена ответственность за нарушение срока удовлетворения требования о возврате товара - один процент цены товара на день его продажи.

Условия возврата остались прежними:


- товар не был в употреблении;
- сохранены его потребительские свойства;
- есть доказательства приобретения этого товара у этого продавца.

Нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара
В текст закона включена принципиально новая статья "Права потребителя при нарушении продавцом сроков передачи предварительно оплаченного товара". Договор, предусматривающий предоплату товара, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. Если продавец, получивший предоплату, не передает товара потребителю в установленный договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:
- передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
- возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом.

Возмещение убытков

Потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором срока передачи предварительно оплаченного товара. В этом случае продавец обязан выплатить потребителю проценты на сумму предварительной оплаты в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, установленной на день выплаты процентов либо на день вынесения судебного решения, если требование о выплате процентов не было удовлетворено добровольно.

Проценты выплачиваются со дня, когда по договору передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня возврата потребителю суммы предварительной оплаты за товар, если договором для начисления процентов не установлен более короткий срок.

Требования потребителя о возврате суммы предварительной оплаты за товар и полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом незамедлительно. В случае, если удовлетворить требования потребителя незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок для удовлетворения требований потребителя не может превышать семи дней со дня предъявления соответствующего требования.

Требования потребителя по возврату предоплаты и возмещению убытков не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло по вине потребителя или вследствие действий третьих лиц либо непреодолимой силы.


По материалам обзора Г.П.Бузо 

 



 
Похожие новости по теме:


» Минторг проводит мониторинг работы интернет-магазинов

» Около 900 белорусов по-прежнему находятся в Египте

» Что такое факторинг: простое и подробное объяснение

» В МНС рассказали, как будет действовать механизм Tax Free в Беларуси

» Турфирмы незаконно штрафуют белорусов, отказывающихся от путевок в Египет

 
Прочитано: 12436 раз(а)


Рекомендуем: 


Интересные факты

Популярные новости

Интересные события