Чем образование в Беларуси отличается от европейского?

NMN.by - Новости Минска Главная    | ЗНАКОМСТВА | АГРОТУРИЗМ | ФОТОГРАФ | ПОДАРКИ | КНИГИ  |
Поиск новостей     Расширенный поиск

Разделы новостей
Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Подписка на новости
Подписка на рассылку:

Голосование
Как отражается на Вашем бюджете рост цен в Беларуси?
Существенно
Приходится больше работать
Не существенно, но ощутимо
Я этого не замечаю
Затрудняюсь ответить
Результаты

Рекомендуем

email Отправить другу | print Версия для печати |

Чем образование в Беларуси отличается от европейского?

02 Aug 2011

В Беларуси уже несколько лет обсуждают идею национального университета, который бы стал воплощением лучших университетских традиций и местом, где взращивались бы элиты. В чём белорусское образование уступает европейскому и чем выгодна нашим преподавателям чрезмерная опека над студентами, выясняет "Завтра твоей страны". В белорусских вузах, скорее, воспитывают, чем готовят специалистов?

- Главный принцип европейского университета — самоуправление. В Беларуси же университет никогда не был и в ближайшее время не будет автономным от государства, - отмечает представитель Центра европейской трансформации "Новая Европа" Татьяна Гуринович.

Что же не так с нашими университетами?

— Университет в современной Беларуси — это часть государственной системы управления, его идеологический аппарат. После распада СССР осталась прямая зависимость от государства — в финансовом и идеологическом плане. Главная задача университета в Беларуси, скорее, воспитать кадры, чем подготовить профессионалов, - считает Татьяна Гуринович.

По мнению эксперта, университет не справлялся со своими главными обязанностями — профессиональная подготовка студентов и выработка нового знания. На инновации в нём отводится мало денег, сил и времени.

Руководитель Агентства гуманитарных технологий и Центра социальных инноваций Владимир Мацкевич убежден, что объем знаний, которые получает студент, не является гарантией способности к мышлению. В то же время именно способность к нестандартному мышлению выделяет интеллектуалов и элиту из массы людей с дипломами, а функция университета в том и состоит, чтобы не просто научить чему-либо, а подготовить студентов в будущем справляться с задачами, которые ставит перед ними жизнь.

- Белорусский университет сам никак не приспосабливается к быстро меняющимся условиям и не готовит к этому студентов, - констатирует Татьяна Гуринович. - Вот почему с трудом идут изменения в системе, например, присоединение к Болонскому процессу.

Стремление научить думать и анализировать заложено в систему обучения в университетах Европы и США. Много времени уделяется устным презентациями и выступлениям, которые развивают умение четко выражать свои мысли, чего абсолютно не умеют делать студенты в Беларуси.

- Необходимы кардинальные изменения основ университета в Беларуси, - считает член координационного совета организации Next Stop-New life Андрей Цылько. - В европейских вузах, например, идет интенсивное сотрудничество в группах, а в наших реалиях студенты работают вдвоем на лабораторных работах или поодиночке на практических, что не развивает навыки взаимодействия в команде.

Почему преподавателям выгодно опекать студентов?

В Европе и США на плечи студента ложится груз ответственности за собственное успешное обучение в университете. Балльная система работает на то, чтобы студент усердно занимался на протяжении всего семестра. Хорошую оценку не поставят только за вовремя сданную работу (курсовой проект, например). Не существует понятия "автомат", их просто не ставят. Это требует от студента дисциплины и умения рационально распределять свое время.

— В США и Европе предупреждают, что плагиат грозит строгим наказанием вплоть до отчисления с пометкой "за списывание", а это создаст большие проблемы при желании поступить в другие учебные заведения, - приводит пример Андрей Цылько.

В Беларуси атмосфера в системе высшего образования совсем иная, отмечает кандидат философских наук Вячеслав Бобрович:

— Организация учебного процесса копирует стиль политического руководства страны, а отношение участников учебного процесса (между преподавателями и студентами, студентами и администрацией, администрацией и родителями) повторяют взаимоотношения между властью и гражданами. Их важнейшей чертой является патерналистский (опекающий) характер, исключающий любое проявление свободы — свободомыслие, свободу выбора, инициативу, дискуссию, научное сомнение.

По словам Бобровича, такой стиль руководства позволяет администрации избегать объективной оценки своего труда, исключать возможность влияния заказчика (студентов и родителей) на организацию учебного процесса.

— Студент априори рассматривается как объект, не способный к осознанию своих истинных интересов, стремящийся к "легкой жизни" и нуждающийся в постоянной опеке и контроле. В результате именно такой студент и востребован системой, что служит своеобразным оправданием правильности курса, - считает Вячеслав Бобрович.

Авторитарный стиль, резюмирует эксперт, выгоден большинству представителей профессорско-преподавательского состава. То, что студенты не имеют возможности выбора, у кого учиться, высказываться о качестве лекций, сводит на нет конкуренцию среди педагогов, позволяет им плыть по течению и не беспокоиться по поводу своего карьерного роста, освоения новых форм и методов обучения, налаживания диалога со студентами и создания доверительной творческой атмосферы.

И что самое удивительное, в какой-то степени такой стиль выгоден и студентам. Правда, не всем, а тем, кто не заинтересован в глубоком изучении предметов и стремится лишь к получению диплома.

По мнению Вячеслава Бобровича, обучение демократии является важным для белорусов.

— Чтобы изменить систему, необходимо ориентироваться на тех, кого не привлекает внешняя простота авторитарного стиля управления. На практике это будет означать для участников образовательного процесса возможность дискуссии, в гуманитарных вопросах особенно, — подчеркивает эксперт. 


Виктор ЛИСТОПАДОВ, Завтра твоей страны
 
 
КСТАТИ! 


Белорусские вузы определили стоимость обучения

Вузы Министерства образования Беларуси определили стоимость платного обучения для первого курса. Об этом сообщили в управлении социально-экономического развития Минобразования. Стоимость обучения для первокурсников дневной формы обучения составляет от Br4 млн в Витебском государственном технологическом университете до Br7 млн 484 тыс. в Белорусском государственном университете. 

Если говорить о ведущих вузах страны, то в БГУ стоимость платного обучения для первокурсников определена в размере от Br5 млн 385 тыс. до Br7 млн 484 тыс., БНТУ - от Br6 млн 186 тыс. до Br6 млн 428 тыс. В некоторых вузах цена на обучение установлена одинаковая для всех факультетов и специальностей. Например, в БГТУ - Br6 млн 626 тыс., МГЛУ - Br5 млн 12 тыс., Могилевском государственном педагогическом университете им. А.Кулешова - Br4 млн 450 тыс. А вот в БГУИРе минимальная и максимальная цены отличаются в Br600 тыс. - от Br5 млн 400 тыс. до Br6 млн, в БГЭУ разница составляет менее Br200 тыс. - от Br4 млн 830 тыс. до Br5 млн 27 тыс. 

По оплате за 2-5-е курсы вузы, подчиненные Министерству образования, повысили цены не более чем на 20%. "Вопросы ценообразования платного обучения в вузах государственной формы собственности регулируются в соответствии с социальной направленностью этой услуги", - отметили в ведомстве. 

Уровень цены в конкретном вузе зависит от фактически сложившейся структуры затрат на платное обучение: от получаемой специальности, квалификации, стажа работы профессорско-преподавательского состава и других педработников, состояния материально-технической базы. Учреждения образования формируют стоимость платного обучения по действующим для бюджетных организаций нормам и нормативам. Так, расходы по заработной плате включаются в цену по бюджетным нормам с учетом индексации в соответствии с законодательством, по накладным и прочим расходам - с учетом увеличения цен и тарифов на работы (услуги), в том числе коммунальные, услуги транспорта, связи и другие, сообщает БЕЛТА. 

Схема зачисления абитуриентов, которые поступили в учебные заведения на условиях оплаты, едина для всех вузов - как государственной, так и частной формы собственности. Договор о подготовке специалиста заключается после принятия решения приемной комиссии вуза о зачислении и является основанием для издания приказа о зачислении в число студентов 1-го курса. Первокурсник может оплатить обучение только после издания приказа. Срок оплаты составляет не менее 15 календарных дней со дня заключения договора, так как некоторым абитуриентам необходимо оформить и получить кредит для оплаты обучения, напоминает БелаПАН. 

Частные учреждения образования формируют цену на платное обучение самостоятельно. 

По материалам информагентств 

 



 
Похожие новости по теме:


» Белорусские вузы повышают плату за обучение

» Белорусские вузы подняли плату за обучение задним числом

» Платников в белорусских вузах будет больше

» Платное обучение в вузах подорожает не более чем на 29%

» Ряд ведущих белорусских вузов поднял плату еще на 20-25%

 
Прочитано: 3481 раз(а)


Рекомендуем: 


Интересные факты

Популярные новости

Интересные события