Ответственность за нарушение использования сети Интернет в Беларуси. Мифы и реальность

NMN.by - Новости Минска Главная    | ЗНАКОМСТВА | АГРОТУРИЗМ | ФОТОГРАФ | ПОДАРКИ | КНИГИ  |
Поиск новостей     Расширенный поиск

Разделы новостей
Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Подписка на новости
Подписка на рассылку:

Голосование
Как отражается на Вашем бюджете рост цен в Беларуси?
Существенно
Приходится больше работать
Не существенно, но ощутимо
Я этого не замечаю
Затрудняюсь ответить
Результаты

Рекомендуем

email Отправить другу | print Версия для печати |

Ответственность за нарушение использования сети Интернет в Беларуси. Мифы и реальность

06 Jan 2012

6 января вступает в силу Закон от 25.11.2011 № 317-3 "О внесении дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях". КоАП РБ дополнен статьей 22.16, предусматривающей административную ответственность за некоторые нарушения в сфере использования сети Интернет.
 
Казалось бы, указ президента от 01.02.2010 № 60 "О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет", в развитие которого принят данный закон, действует уже полтора года, его положения многократно комментировались как государственными органами, так и специалистами и, в целом, хотя некоторые спорные вопросы еще остаются, все уже более-менее разобрались с его применением.

Однако введение административной ответственности за нарушение некоторых положений данного указа породило столь курьезные комментарии, что мы вынуждены вернуться к этой теме, чтобы развеять мифы о "запрете интернета в Беларуси" и "ответственности за клик".

С одной стороны, информация, появившаяся, например, на сайте Библиотеки конгресса США и разошедшаяся впоследствии по другим информационным ресурсам, могла бы вызвать у белорусов улыбку. Но белорусские IT-компании, особенно ориентированные на зарубежный рынок, не склонны иронизировать по этому поводу. Публикация таких странных комментариев на уважаемых информационных ресурсах значительно снижает инвестиционный рейтинг Беларуси. Кроме того, неверное толкование белорусского законодательства приняли за чистую монету некоторые крупнейшие зарубежные СМИ. Свою озабоченность сложившейся ситуацией выразил белорусский Парк высоких технологий. Оперативно-аналитический центр при президенте также распространил свой комментарий.
 
Что же думают о ситуации с интернетом в Беларуси зарубежные обозреватели?
 
Итак, Топ-5 заблуждений:
 
1. Белорусам запрещается посещать иностранные сайты. Пользователей, нарушивших этот запрет, будут штрафовать.
 
На самом деле: ни указ № 60, ни КоАП РБ в новой редакции не содержат запрета для пользователей на посещение зарубежных сайтов. Статья 22.16 КоАП РБ не предусматривает никакой ответственности для пользователей Сети, они имеют право как пользоваться зарубежными интернет-ресурсами, так и приобретать на них товары, работы и услуги. А также, при желании, посещать сайты, включенные в списки ограниченного доступа.
 
2. Сделки, совершенные белорусскими пользователями на иностранных интернет-ресурсах могут быть признаны недействительными. Иностранные интернет-ресурсы не имеют права оказывать услуги белорусским пользователям и могут перекрыть белорусам доступ к своим сайтам, чтобы не нарушать белорусское законодательство.
 
На самом деле. Как уже отмечалось выше, белорусское законодательство не ограничивает право пользователя совершать сделки на иностранных сайтах. Что же касается юридических лиц и предпринимателей, не являющихся резидентами РБ, они не находятся под белорусской юрисдикцией и их действия не регулируются белорусским законодательством, исключение составляют представительства иностранных юридических лиц, зарегистрированные в РБ.
 
3. Осуществлять деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь можно только с использованием интернет-ресурсов, имеющих доменное имя в зоне BY.
 
На самом деле. Законодательство предусматривает, что информационный ресурс должен быть размещен на территории Республики Беларусь и быть зарегистрирован в Государственном реестре информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь. Требование о том, что сайт должен иметь доменное имя в зоне BY, не предъявляется. Сайт, имеющий доменное имя в иностранной доменной зоне и белорусский хостинг относится к национальному сегменту сети Интернет (исходя из определения национального сегмента, данного в указе № 60), и при регистрации в госреестре полностью соответствует предъявляемым требованиям. Обязательное использование доменных имен в зоне BY предусмотрено только для государственных органов и организаций, это отдельно оговаривается постановлением Совета министров РБ от 24.09.2010 г. № 645.
 
4. Владельцы пунктов коллективного пользования интернетом обязаны следить за тем, чтобы белорусские пользователи не посещали иностранные сайты. В противном случае они будут оштрафованы, а их бизнес будет закрыт.
 
На самом деле. Как уже отмечалось выше, белорусским пользователям не запрещено посещать иностранные сайты и законодательство вовсе не предписывает владельцев пунктов коллективного доступа следить за этим. Ответственность предусмотрена за нарушение требований законодательных актов по осуществлению идентификации абонентских устройств при оказании интернет-услуг и (или) пользователей интернет-услуг в пунктах коллективного пользования интернет-услугами, учету и хранению сведений об абонентских устройствах, персональных данных пользователей интернет-услуг, а также сведений об оказанных интернет-услугах.
 
5. В Беларуси вводится обязательное ограничение доступа к сайтам, включенным в черный список.
 
На самом деле. Ограничение доступа производится в обязательном порядке только для государственных органов и организаций, а также организаций образования, культуры. Для иных пользователей услуги по ограничению доступа оказываются по их желанию, и каждый пользователь может посещать любые сайты. 

Стоит отметить, что в настоящее время в список ограниченного доступа, помимо сайтов порнографического (большинство) и откровенно экстремистского содержания, включены такие сайты, как сharter97.org, belaruspartisan.org и prokopovi.ch. Пункт 20 постановления ОАЦ при президенте РБ, Министерства связи и информатизации РБ от 29 июня 2010 г. № 4/11 "Об утверждении положения о порядке ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению в соответствии с законодательными актами" предусматривает возможность обжалования действий уполномоченных государственных органов, связанных с формированием списка ограниченного доступа, в судебном порядке. Воспользуется ли кто-либо из владельцев сайтов такой возможностью и насколько это будет эффективно – покажет время. 
 
Интересно, что в качестве первоисточника на сайте Библиотеки конгресса США указана статья Информационного агентства "Интерфакс" от 08.11.2011 г. Однако, ознакомившись с текстом данной статьи, в котором действительно приводится несколько довольно спорных цитат, нужно признать, что, очевидно, американские авторы его в значительной мере "творчески переработали".
 
Остается пожелать, что данное недоразумение в скором времени разрешится, а авторы, пишущие об изменениях в белорусском законодательстве, будут брать на себя труд внимательно знакомиться с содержанием комментируемых нормативных актов и не станут фантазировать, создавая ложные сенсации. Ведь от этого может пострадать не только репутация страны, но и прежде всего их собственная репутация.

 



 
Похожие новости по теме:


» В Беларуси не ограничивается доступ граждан к интернет-ресурсам

» Принято постановление об интернет-фильтрации в Беларуси

» Провайдеры не стали фильтровать интернет с 1 сентября

» Байнет заживет по-новому с 1 июля

» Русская "Википедия" протестует против "цензуры в Интернете"

 
Прочитано: 2891 раз(а)


Рекомендуем: 


Интересные факты

Популярные новости

Интересные события