Срок подготовки специалистов в белорусских вузах сократится

NMN.by - Новости Минска Главная    | ЗНАКОМСТВА | АГРОТУРИЗМ | ФОТОГРАФ | ПОДАРКИ | КНИГИ  |
Поиск новостей     Расширенный поиск

Разделы новостей
Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Подписка на новости
Подписка на рассылку:

Голосование
Как отражается на Вашем бюджете рост цен в Беларуси?
Существенно
Приходится больше работать
Не существенно, но ощутимо
Я этого не замечаю
Затрудняюсь ответить
Результаты

Рекомендуем

email Отправить другу | print Версия для печати |

Срок подготовки специалистов в белорусских вузах сократится

12 Jan 2012

Белорусские вузы рассматривают варианты сокращения сроков подготовки по специальностям. Об этом сообщил ректор Республиканского института высшей школы (РИВШ) доктор физико-математических наук, профессор Михаил Демчук.
Установленные сроки обучения в системе высшего образования Беларуси сопоставимы с европейскими. "Для поступления в европейские университеты требуется 12-13-летнее общее среднее образование, а в Беларуси эквивалент 12-13-го года обучения в европейской школе организован в виде цикла социально-гуманитарных дисциплин в учреждении высшего образования", - пояснил ректор РИВШ. Этот показатель составляет до 20% учебного времени за 5 лет обучения. Национальная система высшего образования на 100% соотносится со специально разработанной Международной стандартной классификацией образования ISCED-97 и ее проектной версией ISCED-11. 

Задача по сокращению сроков подготовки специалистов с высшим образованием была поставлена и главой государства на республиканском педагогическом совещании 29 августа 2011 года. 

"Сегодня мы рассматриваем различные варианты сокращения сроков подготовки по отдельным специальностям высшего образования. Но однозначно можно сказать, что это не будет формальное сокращение", - пообещал Михаил Демчук. 

При сокращении сроков специалисты будут основываться на предложениях самих учреждений высшего образования.

О Болонском процессе 

Болонский процесс - так называемое добровольное сотрудничество образовательных систем европейских стран, направленное на создание Европейского пространства высшего образования. Это наиболее успешный и динамичный вариант развития современного университетского образования. 

Предпосылкой создания Европейского образовательного пространства стала Сорбонская декларация "О гармонизации европейской архитектуры высшего образования", подписанная министрами образования Франции, Германии, Великобритании и Италии в 1998 году. Через год участники процесса вышли на подписание Болонской декларации, которое состоялось 19 июня 1999 года. Документ "Зона европейского высшего образования" приняли министры из 29 стран, отвечающие за сферу просвещения. 

Михаил Демчук отметил, что современная Европа столкнулась с проблемой обеспечения равного доступа к получению образования, финансирования образования государством, содействия трудоустройству выпускников, социальное обеспечение и поддержка студентов в период обучения. Собственно – это то, что Беларусь претворяет в жизнь. 

"Болонский процесс создаст благоприятные условия для максимально облегченного перемещения студентов и обладателей дипломов в пределах общего образовательного пространства, поспособствует взаимодействию между отдельными вузами в образовательной и исследовательской деятельности, дальнейшему расширению культурных и гуманитарных связей между странами, укреплению экономического сотрудничества на Европейском континенте", - сказал он. 

Болонский процесс объединяет 47 стран. Михаил Демчук отмечает, что у Беларуси есть много предпосылок для присоединения к Болонскому процессу. По его словам, важно, что все наши ближайшие соседи и партнеры по СНГ, ЕврАзЭС и Союзному государству уже являются участниками Болонского процесса и реформировали национальные системы образования на основе болонских принципов. 

О преимуществах вступления в Болонский процесс 

Цель Болонского процесса обеспечить прозрачность национальных систем образования при сохранении особенностей каждой привлекательна для Беларуси, сказал Михаил Демчук. 

По его словам, решение о вхождении в Болонский процесс продиктовано необходимостью "состыковки" системы образования Беларуси с системами образования других стран в условиях глобализации экономики и необходимостью оптимизации всей образовательной сети. 

Михаил Демчук убежден, что полезность реформы относительна, если она не ведет в конечном счете к повышению качества образования, а если в результате качество ухудшается - преобразования просто вредны. Например, в ряде стран отмечается снижение качества образования на первой ступени в условиях сокращенных сроков обучения. В Беларуси массовый переход на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием состоялся еще в 2008 году. Однако реализован он был одновременно с оптимизацией учебно-программной документации, регламентирующей образовательный процесс, и введением образовательных стандартов нового поколения, реализующих компетентностный подход в подготовке специалистов. "Это позволило избежать снижения качества подготовки специалистов", - отметил он. 

"Обеспечение качества высшего образования нельзя сводить только к контролю, хотя важность его несомненна. Должен разрабатываться целостный механизм управления качеством", - считает ректор РИВШ. 

"Альтернативный отчет" по Болонскому процессу 

В Беларуси ведется активное обсуждение готовности страны к вхождению в Болонский процесс. Министерство образования подало заявку на вступление, а некий общественный Болонский комитет, созданный в Беларуси, подготовил "альтернативный отчет", в котором сделан вывод, что без предварительного реформирования страны будет невозможно присоединиться к Болонскому процессу. Самое удивительное, что представленные в "альтернативном отчете" данные и общие выводы напрямую противоречат выводам экспертов европейского исполнительного агентства, сделанным еще в 2010 году, подчеркнул Михаил Демчук. 

"Авторы европейского доклада акцентировали внимание, что принятие Болонских принципов и подходов - добровольный процесс, в котором страны стали принимать участие в разное время, а также что темпы внедрения реформы во многом зависят от местного и исторического контекста. Так что заявляя, что страна не готова к вступлению в Болонский процесс, авторы "альтернативного доклада" отвергают главный постулат построения Европейского пространства высшего образования - добровольность и ответственность самого государства", - сказал Михаил Демчук. 

Говоря о готовности страны к Болонскому процессу, Михаил Демчук отметил, что кардинальные изменения системы высшего образования Беларуси, например, введение многоуровневой системы образования, компетентностная модель выпускника, сокращение сроков подготовки специалистов, уже завершены. "Сегодня продолжается оптимизация национальной системы высшего образования исходя, в первую очередь, из потребностей нашего государства", - сказал он. 

Система "бакалавр-магистр" 

"В перспективе, может быть, перейдем на схему "бакалавр - магистр". Просто сейчас нельзя перейти, потому что рынок бакалавров не ясен. Хорошо оформлен рынок специалистов", - сказал Михаил Демчук. Профессор напомнил, что сейчас в Беларуси после первой ступени обучения получается статус не бакалавра, а специалиста. Вторая ступень - магистратура. 

Он также отметил, что возможен и переход с пятилетнего обучения на четырехлетнее на первой ступени. По мнению Михаила Демчука, условие перехода на четыре года обучения - более рациональное построение учебных планов и программ. Более того, он отметил, что подобная практика уже существует в ряде вузов. 

Сейчас в Беларуси обсуждается проект по созданию современного вуза эталонного уровня, до которого затем подтянутся другие. "Тут, конечно, есть увязка и с Болонским процессом", - считает Михаил Демчук. Болонский процесс даст возможность более эффективно организовывать подготовку специалистов. 

Болонский процесс поможет в подготовке будущих работников АЭС 

"Сейчас у нас на повестке дня организация отрасли атомной энергетики в связи со строительством АЭС в Беларуси. Понятно, что сегодня в стране нет соответствующей базы для подготовки специалистов ядерной физики. Поэтому необходимо каким-то образом организовать подготовку специалистов на плановой основе за пределами страны. Болонский процесс даст возможность более осмысленно организовывать такого рода программы", - сказал Михаил Демчук. 

По материалам БЕЛТА

 



 
Похожие новости по теме:


» Какой диплом получит белорусский студент за четыре года

» Белорусские студенты станут свободнее в выборе курсов для изучения в вузе

» Стоимость обучения в госвузах увеличивается с 1 июня на 5%

» В Беларуси утверждена новая редакция правил приема в вузы и ссузы

» В Беларуси выпускают избыточное количество специалистов с высшим образованием

 
Прочитано: 1615 раз(а)


Рекомендуем: 


Интересные факты

Популярные новости

Интересные события