Ученые: недосыпание разрушает организм

Подписка на новости
Подписка на рассылку:

Ученые: недосыпание разрушает организм

26 Feb 2013

Нехватка крайне негативно сказывается на организме человека. В частности, недосыпание даже на протяжении нескольких дней может привести к заметному снижению активности генов. К такому выводу пришли ученые из Суррейского университета Великобритании, исследовавшие влияние сна на здоровье пациентов. Результаты их работы были опубликованы в журнале Национальной академии наук США.

В прошлом ученые связывали недосыпание с такими недугами, как диабет, ожирение, сердечно-сосудистые заболевания и ослабление функции мозга, однако до сих пор было неясно, в чем именно заключается эта связь.

Британские специалисты провели анализ крови 26 добровольцев, которые первую неделю спали по 10 часов в день, а вторую - менее шести.

"Пока мы не знаем, какие "переключатели" в организме влекут за собой все эти изменения. Однако в теории, если мы сможем найти способ включать и выключать их, то в дальнейшем можно будет обходиться без сна"
Доктор Ахилеш Редди

По итогам эксперимента выяснилось, что хроническое недосыпание привело к снижению активности более чем 700 генов, что в свою очередь вызвало нарушение химических процессов в теле.

Можно ли вообще не спать?

Расстройство сна не только сбило внутренний биоритм пациентов, но также сказалось на иммунной системе и метаболизме клеток.

"Мы наблюдали разительные перемены в активности генов, - говорит сотрудник университета профессор Колин Смит. - Очевидно, что сон играет ключевую роль в восстановительных процессах и поддержании функционального состояния человеческого организма".

"Неспособность вырабатывать новые клетки и заменять ими старые может привести к возникновению дегенеративных заболеваний", - добавил Смит.

Доктор Ахилеш Редди из Кембриджского университета, согласен с тем, что выводы его коллег вызвали немалый интерес в ученой среде.

В частности, считает Редди, эти результаты переплетаются с исследованиями в области медицинских препаратов, которые в будущем могли бы заменить человеку сон.

"Пока мы не знаем, какие "переключатели" в организме влекут за собой все эти изменения, - признает эксперт. - Однако в теории, если мы сможем найти способ включать и выключать их, то в дальнейшем можно будет обходиться без сна. Впрочем, по моим ощущениям, здоровый сон имеет фундаментальное значение для восстановления всех клеток".