Диета отца до зачатия влияет на здоровье его потомства не меньше, чем рацион матери

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Подписка на новости
Подписка на рассылку:

11 Dec 2013

Недостаток фолиевой кислоты в рационе отца может привести к заболеваниям будущего потомства, показали ученые на мышах. Возможно, это одна из причин врожденных дефектов у детей. Размышляя о факторах, влияющих на развитие плода и здоровье младенцев, медики в первую очередь обращают внимание на образ жизни и здоровье их матерей, иногда бабушек. Однако исследование, проведенное специалистами канадского Университета Макгилла под руководством профессора Сары Кимминс, показало, что не менее важна диета, которой будущие отцы придерживаются до зачатия. В работе, опубликованной в журнале Nature Communications , исследователи сосредоточились на роли витамина В9.

Витамин В9 (фолиевая кислота) ученые выбрали не случайно. Известно, что этот витамин необходим для нормального развития плода, поэтому беременные женщины должны получать его в достаточном количестве.

Фолиевая кислота влияет на процесс метилирования ДНК (присоединение к ней метильных групп без изменения нуклеотидной последовательности) или гистонов - белков, которые участвуют в пространственной укладке хромосом.

Метилирование, в свою очередь, регулирует работу генов. Исследователи предположили, что ошибки в метилировании ДНК сперматозоидов могут привести к серьезным изменениям в активности генов и порокам развития плода.

Ученые работали с самцами мышей, которые еще в материнской утробе испытывали недостаток фолиевой кислоты, а затем на протяжении всей жизни получали витамина на порядок меньше, чем необходимо.

Оказалось, что дефицит В9 влияет на репродуктивное поведение самцов, увеличивает потерю эмбрионов у беременных самок и вызывает врожденные дефекты развития у мышат, в том числе деформации черепа и позвоночника.

Количество врожденных дефектов почти на 30% больше, чем у мышат, чьи отцы получали достаточное количество В9.

Анализ показал, что недостаток фолиевой кислоты действительно влияет на метилирование, причем изменения затрагивают гены, регулирующие развитие плода и связанные с возникновением хронических заболеваний, в том числе рака и диабета, аутизма и шизофрении. Эти изменения копируются при образовании сперматозоидов, так что велика вероятность, что потомство будет страдать от болезней.

Это первое исследование, которое показывает, что содержание витамина В9 в рационе отца столь же важно для нормального развития будущего потомства, как и правильное питание матери.

Отцы должны думать о том, что едят, если хотят иметь здоровых детей. Впрочем, исследователи выяснили, что фолиевая кислота необходима будущим отцам уже в период внутриутробного развития, поэтому правильное питание матерей влияет на здоровье сразу двух последующих поколений.

Хотя фолиевую кислоту специально добавляют во многие продукты, приверженцы быстрого питания и люди, страдающие ожирением, не способны усваивать фолиевую кислоту из гамбургеров с той же эффективностью, что и витамин, который содержится в естественных продуктах - листовых овощах, фруктах, злаках и мясе. Жители стран, в которых не соблюдается пищевая безопасность, скорее всего, испытывают дефицит В9. И этот дефицит непременно скажется на потомстве.

Врожденные дефекты - одна из основных причин детской смертности, и более чем в 40% случаев причины возникновения этих дефектов неизвестны.

Возможно, канадские исследователи нашли одну из таких причин. Ученые надеются продолжить работу в клинике и сопоставить данные о диете и ожирении отцов с состоянием здоровья их младенцев.

"Газета.Ru"