Почему в столичных гипермаркетах все такое дорогое?

NMN.by - Новости Минска Главная    | ЗНАКОМСТВА | АГРОТУРИЗМ | ФОТОГРАФ | ПОДАРКИ | КНИГИ  |
Поиск новостей     Расширенный поиск

Разделы новостей
Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Подписка на новости
Подписка на рассылку:

Голосование
Как отражается на Вашем бюджете рост цен в Беларуси?
Существенно
Приходится больше работать
Не существенно, но ощутимо
Я этого не замечаю
Затрудняюсь ответить
Результаты

Рекомендуем

email Отправить другу | print Версия для печати |

Почему в столичных гипермаркетах все такое дорогое?

22 May 2008

Во всем мире стремительно растут цены почти на все продукты… Не обошла эта тенденция и Беларусь. Но многие специалисты утверждают, что в нашей стране имеется ряд субъективных факторов, из-за которых цены у нас выше, чем они могли бы быть. И к ним может добавиться еще один - так называемая продажа полок в крупных магазинах в двух ее основных проявлениях: плата за вход в сеть (в России - уже десятки тысяч долларов) и плата за выкладку товаров. Эти деньги, разумеется, относятся на себестоимость продукции и толкают цены вверх.

Скидки - лишь в проекте

Почему в столичных гипермаркетах все такое дорогое? - с таким вопросом позвонил в редакцию минчанин Николай Петрович. - Когда их только строили, то давали обещания, что в них будут оптовые цены и в розницу, то есть ниже магазинных. За счет закупок больших партий товара, а значит, возможности получить большую ценовую скидку, как нам объясняли, а также за счет исключения оптового звена. Но ведь обещание не выполняется. И чем в этом случае гипермаркет отличается от универсама? Только лишь большим торговым залом да удобством совершения покупок?

Чтобы убедиться в том, насколько справедливы подобные упреки, журналист "НГ" взяла ручку и блокнот и отправилась в один из минских гипермаркетов. Через дорогу от него находится универсам, который умудрился выжить под боком у гиганта, и ситуация просто идеальна для сравнения. Итак, что почем было в один и тот же день в универсаме и гипермаркете (цены в рублях).

Название продукта                    Универсам     Гипермаркет
Сахар 1 кг                                     1890              1890
Мука "Лидская премиум" 2 кг           3130              2770
Спагетти "Боримак" 900 грамм         1880              2040
Картофель 1 кг                               810                890
Яблоки 1 кг                                    4980-5200      5130-6960
Морковь 1 кг                                  1100              2740
Майонез "Юбилейный" 200 г             760                780
Сок "Фруктовый сад" 1 литр             2580              2490
Минеральная вода "Минск-4" 2 л      1260               1260
Кофе "Neckafe classic" 100 г             6570               8000
Конфеты "Вишня в шоколаде"          11470             11470
Шампанское "Советское" п/с           8670               8830


Конечно, если сравнить весь ассортимент, то результат, возможно, был бы несколько иным. Но ведь приведенные продукты - это не устрицы и не суши. Мы покупаем их если не каждый день, то довольно часто.

В первые три месяца после открытия гипермаркета, как рассказали мне в универсаме, товарооборот у них упал наполовину, ведь у соседей - такой ассортимент! Но позже многие из покупателей вернулись, увидев, что через дорогу не всегда дешевле, и теперь разница в товарообороте "до" и "после" составляет где-то одну треть. "Цены и торговые форматы" - они пока не очень увязаны друг с другом.

Кто не вернулся в скромный магазинчик, так это молодежь, что довольно показательно. Несмотря на сомнительное ценовое преимущество, делать покупки в большом торговом центре все-таки приятно. Просторная автостоянка, есть где оставить малыша - чудная игровая комната, манит ароматами кафе быстрого питания, большинство товаров можно подержать в руках и рассмотреть… Плюс мини-мастерские, поскольку концепция магазина XXI века - это продмаг, совмещенный с оказанием бытовых услуг. Целый набор серьезнейших достоинств.

За исключением цены?

Да, как правило, за исключением цены. Потребительский анализ крупноформатной торговли Беларуси свидетельствует, что она пока что очень редко применяет методы торговли, принятые в других странах: скидки постоянным покупателям (дисконтные карты) и презенты за привлечение других клиентов (друзей, знакомых), широкие сезонные распродажи, бесплатную упаковку (в гипермаркете, например, пакет стоит 290 рублей), бесплатную доставку любого купленного товара, а не только крупногабаритного, заказ отсутствующего ассортимента. А зачем, если мы и так придем и купим?! Насыщенность торговыми площадями городов Беларуси в 3-5 раз ниже, чем европейских: к началу 2008 года на тысячу городских жителей республики приходилось всего 322 кв. м торговых площадей.

Судебный прецедент

Мало того, в силу явного монополизма новые игроки на белорусском рынке очень быстро занялись неприглядным делом, которое условно называют "продажей полок"… Сегодня уже можно с точностью нарисовать его портрет, поскольку в хозяйственном суде столицы завершился показательный процесс, первый такой в Беларуси. Причем, по иронии судьбы, в суд обратился сам же гипермаркет, который потом его и проиграл (по интересующим нас пунктам искового заявления).

Магазин решил взыскать с поставщика более 70 миллионов рублей долга за якобы оказание ему маркетинговых, рекламных и информационных услуг. Однако при рассмотрении хозяйственного спора суд стал сомневаться в существовании этих услуг… Правильно ли называть дополнительной услугой простую выкладку товаров и брать за это деньги? Даже если эта выкладка на самых видных полках и названа эксклюзивной? Выкладка, как ее ни назови, всегда была неотъемлемой составной частью работы магазина. Макароны просто тихонечко лежат на полке - и это анализ конъюнктуры рынка? Производитель налепит на них этикетку - и это рекламные услуги в прикассовой зоне? Да побойтесь Бога!

Суд рассмотрел все обстоятельства и вынес свой вердикт, вступивший уже в законную силу: поставщик ничего не должен гипермаркету (по интересующим нас пунктам), поскольку гипермаркет не оказывал ему никаких дополнительных услуг. Документ на девяти страницах наталкивает нас на размышления, что торговый зал - не зрительный, где видно лучше или хуже в зависимости от места в партере или на галерке, и это основание для разной стоимости билетов. Что неуместно также сравнивать магазин и поезд, где разные вагоны с разной степенью комфорта, вот и различна плата за проезд.

Торговый зал, если опираться на существующие правила, скорее похож на парламент, где равенство всех партий - всех полок и поставщиков - чтобы обеспечить справедливость конкуренции. Не случайно в материалах дела есть такое мнение Мингорга: "Эксклюзивная выкладка товара в торговом зале розничного объекта на общих стеллажах (полках, витринах, прилавках, пристенных горках и т. д.) противоречит закону "О защите прав потребителей", поскольку является навязыванием покупателю товара определенной разновидности, лишая его права свободного выбора".

Другими словами, все полки в магазине должны стоить одинаково, и та или иная выкладка товара должна зависеть разве что от покупательской психологии. К примеру, трехлитровые банки с соком не рекомендуют размещать на верхних полках, поскольку их тяжело снимать, и их не будут брать, а женские товары можно без последствий "запихнуть" в самый дальний угол магазина, однако они будут продаваться, поскольку женщина за любой мелочью промчится через весь торговый зал.

Позиция Минторга: пресечь поборы на корню

Если эту практику не прекратить, говорят специалисты, то в сетевой торговле* будут пытаться "снимать" деньги таким образом со всех поставщиков - она станет для них сетью в прямом смысле. И получится как бы дополнительный налог почти на все товары, который за год или два поднимет в Беларуси цены. То есть удар придется по нашим с вами кошелькам. Сети же при этом, разумеется, будут получать сверхприбыли… Кроме того, пострадают отечественные производители, ведь у них меньшие возможности заплатить за полку. А не заплатишь мне за полку - не пущу в мой магазин!

Но сколь велики эти угрозы и каким образом им противостоять? За ответами на эти нелегкие вопросы автор обратилась к компетентному специалисту - начальнику управления организации торговли и услуг Министерства торговли Беларуси Людмиле ПЕТРАКОВСКОЙ.

- Я пока не стала бы говорить о тех договорах, что фигурировали на суде, как о массовом явлении, - хорошо осведомлена на этот счет Людмила Леонидовна. - Жалобы на вымогательство в этой скрытой форме к нам стали поступать недавно, и их пока немного. Тем не менее неправильно их и недооценивать. "Продажа полок", как свидетельствует опыт мировой торговли, - опасная тенденция. В некоторых странах, например, в Америке, лоббирование интересов крупной сетевой торговли настолько очевидно, что обещание обуздать ее аппетиты - обычный пункт предвыборных программ сенаторов.

Насколько это проявление монополизма способно взвинтить цены в Беларуси, вам никто не скажет - невозможно просчитать. Но наше министерство уже настороже, как и Министерство экономики. Попытки производить поборы за счет своего монопольного положения неизбежно возникают всюду, где начинают строить магазины крупного формата. В Беларуси пока еще на 30 тысяч магазинов всего 5 гипермаркетов, они дают меньше одного процента розничного товарооборота, и на сегодня гипермаркеты не могут оказать заметного влияния на розничные цены. Но в Минске они уже имеют 6 процентов товарооборота, и эта цифра будет повышаться, поскольку "на подходе" 3-4 гипермаркета…

В силу этого Министерство торговли предпринимает меры, чтобы пресечь подобные "маркетинг и рекламу" на корню, и, кстати, Минэкономики тоже. Его специалисты тоже давали разъяснение суду насчет выкладки товаров, так что данное судебное решение - наша общая победа!

В связи с новой потребительской угрозой готовится проект специального постановления Минторга. Пока не могу сказать, что в нем будет написано, но могу привести аналогичную формулировку из российского законопроекта, который недавно разработан для обуздания "сетевиков" России: "ввести запрет на использование такой формы ценовой дискриминации как плата за вход в сеть и оплата места на полке".

И еще хотелось бы сказать: ограничение надбавки при продаже социально значимых товаров, на которое все время жалуется крупноформатная торговля, имеет место во всем мире - это совершенно нормальное явление. Ненормальное явление - так это то, что в некоторых странах, опыт которых мы стараемся учесть, надбавки на товар в сетях достигают 40-50 процентов… Наше государство постарается не допустить такого беспредела в Беларуси.

К супермаркетам относят магазины с торговой площадью от 400 квадратных метров и выше, к гипермаркетам - от 5 тысяч квадратных метров. До конца 2010 года, согласно программе развития торговой сети республики, магазинов крупного формата у нас может стать больше двадцати (в том случае, если программу выполнят, поскольку темпы стали замедляться). Одновременно растет количество торговых центров площадью от 650 квадратных метров: если в 2000 году их было 171, то сегодня уже 230. Магазинов площадью более тысячи квадратных метров у нас уже вместо 81 стало 115.

* Торговая сеть - обычно магазины разного формата, принадлежащие одной компании: и гипермаркеты, и очень небольшие.

Нина ЯНОВИЧ
Народная газета


 



 
Похожие новости по теме:


» Столичные магазины согласились ограничить аппетиты

» Минторговли: ассортиментные перечни отечественных товаров обязательны для всех магазинов

» Продукты подешевели только в Мингорисполкоме?

» Минторг: сфера интернет-торговли растет в Беларуси стремительными темпами

» Махинации с ценами в минских магазинах

 
Прочитано: 3890 раз(а)


Рекомендуем: 


Интересные факты

Популярные новости

Интересные события