Выживут ли частные вузы без заочников?

NMN.by - Новости Минска Главная    | ЗНАКОМСТВА | АГРОТУРИЗМ | ФОТОГРАФ | ПОДАРКИ | КНИГИ  |
Поиск новостей     Расширенный поиск

Разделы новостей
Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Подписка на новости
Подписка на рассылку:

Голосование
Как отражается на Вашем бюджете рост цен в Беларуси?
Существенно
Приходится больше работать
Не существенно, но ощутимо
Я этого не замечаю
Затрудняюсь ответить
Результаты

Рекомендуем

email Отправить другу | print Версия для печати |

Выживут ли частные вузы без заочников?

08 Jul 2015

Высшее образование становится менее доступным для лиц старших возрастов - в Беларуси в очередной раз запланировали сокращение числа заочников и назвали это реформированием. Министр образования Михаил Журавков заявил в парламенте о планах по реформированию заочной формы обучения.
 
"Мы планируем существенным образом реформировать получение заочного образования. Предполагается сокращение заочного обучения, переход на дистанционную форму", - цитирует министра образования БЕЛТА.
 
Заочное обучение - основная сфера деятельности негосударственных учебных заведений. Количество заочников в них почти в четыре раза больше, чем обучающихся на дневном отделении. Именно поэтому любые изменения в сфере заочного обучения сказываются прежде всего на частных вузах.
 
Инструмент недобросовестной конкуренции?

Год от года студентов-заочников в Беларуси становится все меньше: если в 2010 году их было свыше 220 тысяч, то в 2015-м - около 170 тысяч. Впрочем, число студентов в целом тоже сокращается (с почти 443 тысяч в 2010 году до почти 353 тысяч в 2015). Соотношение общего числа студентов и студентов заочников за последние пять лет почти не изменилось и осталось 2:1.
 
Однако, если судить по данным Национального статистического комитета, число студентов в государственных вузах уменьшается намного медленнее, чем в частных.

В 2010 году в государственных вузах обучалось около 383 тысяч студентов, в 2015-м - чуть больше 329 тысяч. Тем временем в частных вузах число студентов за последние пять лет сократилось почти в два раза: с 60,1 тысячи до 34,6 тысячи. Им сложно конкурировать за абитуриента. Основным козырем является более низкая плата за обучение - притом что государственной поддержки эти вузы не имеют.
 
Для частных вузов заочное образование - шанс смягчить последствия уменьшения числа абитуриентов из-за демографического спада. Это возможность сохранить рабочие места, избежав массовых сокращений преподавателей.
 
Однако в тяжелые для всех университетов времена государство не хочет делиться студентами с частниками. Эксперт в сфере образования Владимир Дунаев обращает внимание на то, что в течение последних лет наблюдаются бессмысленные ограничения в сфере заочного образования, которые являются инструментом недобросовестной конкуренции между частными и государственными вузами.
 
Общественное мнение считает образование в частных вузах менее качественным, заочное в особенности. Однако в приемных комиссиях этих учебных заведений отмечают: сдерживает набор студентов-заочников то, что согласно правилам приема в вузы и ссузы, на эту форму обучения принимают только тех, кто работает.
 
По словам министра образования Михаила Журавкова, эффективность заочного образования существенно падает, если студент не работает по выбранной специальности. При этом министр подчеркивает, что для поступления на заочную форму обучения абитуриент должен работать по выбранной специальности. Также существует непрерывная система профессионального обучения, которая предполагает, что, если у человека есть специальность на уровне профессионального среднего образования, он заочно может повысить свою квалификацию.
 
В последнее время вопрос сокращения заочного образования и обязанность заочников работать касается и проблемы применения декрета о "тунеядцах".
 
- В стране много людей, которые не устроены, официально не работают. Заставлять работать – непродуктивно в принципе, а в качестве условия получения образования тем более. Почему человек должен быть трудоустроен, чтобы иметь право на образование, пусть и заочное? - задается вопросом Владимир Дунаев.

Эксперт обращает внимание и на посыл, который транслируется из года в год, что заочное образование является некачественным.
 
- Работает презумпция виновности. Изначально предполагается, что студент-заочник - мошенник, что кто-то выполняет за него работы, - отмечает Владимир Дунаев. - Есть масса программ, которые не нуждаются в очном контакте, но у нас используются старые методы обучения.

Заочное или дистанционное?

По мнению Владимира Дунаева, в случае применения современных технологий дистанционного образования нагрузка на студента порой сильнее и контроль строже. Эксперт соглашается с министром Журавковым в том, что необходимо переходить с заочного на дистанционное образование, но при этом важно говорить даже не о технологиях, а о сути учебного процесса.
 
- Проблема в том, что дистанционное образование в Беларуси пытаются развивать по старой модели заочного, включающего проведение сессий, во время которых накачивают студентов знаниями в течение нескольких дней, - считает Владимир Дунаев.
 
Согласно Кодексу об образовании, дистанционная форма - это вид заочного обучения.
 
- Это же анахронизм! - убежден Владимир Дунаев. - Необходимо узаконить, наконец, дистанционное образование. Для этого пора уже легализовать электронное обучение, разработав современную нормативную базу.

По оценке экспертов, в стране в целом система дистанционного образования не развита, хотя есть опыт Белорусского университета информатики и радиоэлектроники (БГУИР).
 
Этот университет - скорее исключение, чем правило, но его опыт в применении дистанционного образования вполне можно использовать для определения стандартов.
 
В БГУИР объясняют разницу между заочным и дистанционным обучением так: заочник постигает азы знаний самостоятельно, общается с преподавателями на сессиях. Тот, кто обучается дистанционно, через интернет имеет постоянный контакт с преподавателями.
 
В БГУИР на дистанционной форме обучения применяются современные информационно-коммуникационные технологии, что позволяет использовать с высокой эффективностью знания и умения преподавателей, повысить эффективность обучения и улучшить качество подготовки студентов.
 
И все же, как сказал заместитель декана факультета компьютерных систем и сетей БГУИР Алексей Лещев на встрече с абитуриентами, многое зависит от того, пришел студент за корочкой или имеет цель получить настоящие знания.
 
В БГУИР многие студенты переходят на дистанционную форму обучения с дневной после второго-третьего курса.
 
- Это осознанный выбор людей, которые находят работу или даже уходят в собственный бизнес, - отмечает Алексей Лещев. — Безусловно, дневная форма обучения имеет ряд преимуществ, например, наличие студенческой среды, общение с преподавателями, задача которых - направлять студента. На заочном - этот контакт, это окружение минимизированы.

Однако, по словам заместителя декана, для многих заочное или дистанционное обучение является способом получить высшее образование.

 



 
Похожие новости по теме:


» Минобразования недовольно заочным обучением

» Вузы планируют принять более 81 тыс. человек

» Платников в белорусских вузах будет больше

» Стоимость обучения в госвузах увеличивается с 1 июня на 5%

» Ряд ведущих белорусских вузов поднял плату еще на 20-25%

 
Прочитано: 2037 раз(а)


Рекомендуем: 


Интересные факты

Популярные новости

Интересные события