БеСТ изначально создавался для продажи?

NMN.by - Новости Минска Главная    | ЗНАКОМСТВА | АГРОТУРИЗМ | ФОТОГРАФ | ПОДАРКИ | КНИГИ  |
Поиск новостей     Расширенный поиск

Разделы новостей
Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Подписка на новости
Подписка на рассылку:

Голосование
Как отражается на Вашем бюджете рост цен в Беларуси?
Существенно
Приходится больше работать
Не существенно, но ощутимо
Я этого не замечаю
Затрудняюсь ответить
Результаты

Рекомендуем

email Отправить другу | print Версия для печати |

БеСТ изначально создавался для продажи?

31 Jul 2008

История ЗАО «Белорусская сеть телекоммуникаций» начинается 5 ноября 2004 г. — именно в этот день компания была зарегистрирована. 24 марта 2005 г. БеСТ получил лицензию №02140/0184183 на право осуществления деятельности в области связи с предоставлением услуг связи с использованием технологии GSM. Тогда казалось, что на рынке мобильной связи Беларуси, на котором на тот момент обосновались velcom, МТС и «БелСел», грядут дальнейшие серьезные перемены.

Спустя уже некоторое время стало ясно, что, несмотря на заявление, размещенное на официальном сайте компании, где ее миссией значится: «Стать лидером на рынке сотовой связи», БеСТ возложенные на него ожидания не оправдал и достойное место на рынке не занял. По прошествии трех с половиной лет со дня получения лицензии белорусские учредители компании, среди которых НИИ Средств Автоматизации (75%) и РУП «Белтелеком» (25%), заработать на этом активе деньги не смогли и продали его турецким инвесторам.

На первой встрече с журналистами в далеком марте 2005-го замгендиректора нового оператора Сергей Поблагуев пообещал, что в течение 24 месяцев компания покроет основные 8 автомагистралей республики и прилегающие к ним пограничные переходы. Через три года сеть будет построена уже на территории, где проживает 90% населения республики. «Такие сложные задачи для нас — это повод показать, насколько мы можем быть успешными. Такого покрытия, которое мы планируем сделать, не имеет на данный момент ни один оператор, несмотря на более длительный срок эксплуатации», — отметил тогда Поблагуев.

Тогда к заявлениям руководства многие относились с ухмылкой: никто не верил, что государственная компания способна на такие подвиги. Поблагуев же стремился «на своем примере показать, что государственная компания способна стать не только лидером рынка, но и современной IT-компанией как в области управления, так и в области инноваций и менеджмента инвестиций».

Господин Поблагуев, до прихода в БеСТ руководивший провайдером «Деловая Сеть», уже тогда понимал, что для успешной борьбы с работающими на рынке операторами нужно применять серьезные маркетинговые инструменты. «Нам придется очень много и серьезно думать над маркетинговой стратегией. Ведь на рынке уже действуют два GSM-оператора», — говорил он тогда. Что же мы видим в итоге? Маркетинг у БеСТ на самом деле был и продолжается до сих пор. По субъективному мнению Onliner, тарифные предложения оператора более чем конкурентоспособны. Вот с чем не получилось, так это с грамотной разработкой рекламных образов.

В ноябре прошлого года БеСТ осознал первые ошибки и провел ребрендинг. Но что изменилось? Фактически ничего. Главная беда оператора — в отсутствии инвестиций. БеСТ до сих пор не стал предоставлять возможности роуминга для физических лиц, он не может похвастать сколько-нибудь серьезным набором дополнительных услуг, который уже давно есть у двух его конкурентов. А меж тем когда-то Сергей Поблагуев говорил: «Как пользователь могу сказать, что мне не хватает того набора услуг, которые предоставляют действующие операторы. Их количество недостаточно для современного «мобильного» человека. Мы попытаемся ликвидировать этот пробел».

Единственное, что БеСТ выполнил безукоризненно, так это поручение президента сделать мобильную связь доступной для всех категорий населения — в ценовом отношении. «В лицензии четко записано обеспечить доступность различным слоям населения, в том числе малообеспеченным, услуг мобильной связи. То, что наши услуги будут более доступны, — это не социальная программа, а требование Минсвязи и часть нашей маркетинговой стратегии», — говорил Поблагуев. Все бы ничего, да только большая часть малообеспеченных слоев живет в белорусской глубинке, а там, по большей части, про существование БеСТ знают только из прессы: покрытие оператора до сегодняшнего дня очень и очень слабое — всего четверть территории страны.

В целом, сегодня прежние заявления руководства БеСТ выглядят несколько оторванными от действительности. Почему не получилось выполнить хотя бы половину программных заявлений? Вывод напрашивается лишь один: отсутствие сколько-нибудь значимых вложений в развитие компании. Самая главная проблема — БеСТ до сих пор не может похвастаться развитой инфраструктурой. Становится очевидным тот факт, что когда белорусские власти планировали создать «успешную государственную компанию», никто и не предполагал, сколько это должно стоить.

Во время первой встречи с журналистами гендиректор ЗАО «БеСТ» Михаил Демченко сказал, что согласно бизнес-плану компании необходимо будет привлечь около $200 млн. инвестиций. По этому же бизнес-плану к концу второго года работы (т. е. к весне 2007 г.) БеСТ должен был стать безубыточным. Уже тогда было понятно, что слова и цифры расходятся: при желании стать лидером рынка вкладывать надо гораздо больше.

Коммерческая эксплуатация сети БеСТ началась в декабре 2005 г.: в Минске заработала 21 базовая станция и коммутатор на 150 тыс. номеров. Тогда обещания руководства БеСТ стали поддаваться сомнениям: оператор предложил всего один тарифный план «Базовый», массированной рекламной кампании запущено не было. Складывалось впечатление, что прирост абонентской базы — не первостепенная задача. Зато несколько месяцев спустя БеСТ взялся за дело: начал бесплатно раздавать SIM-карты, например. Появилась реклама, добавились тарифные планы… Но дело все равно не заладилось. За первый год работы (к концу 2006 г.) БеСТ сумел подключить лишь 13 000 абонентов. Более того, несколько первых месяцев подряд количество подключившихся в месяц не превышало 500 человек.

 

Исправлять ситуацию за несколько недель до первой годовщины оператор решил радикальным способом — путем снижения стоимости звонков в рамках акции «Набери и говори». Прошел еще год, и стало понятно, что аббревиатура БеСТ ассоциируется вовсе не со словосочетанием «лучший оператор». Выход, который предпочло руководство, — ребрендинг. 15 ноября 2007 г. БеСТ изменил логотип: конь стал зеленым и с гривой, к тому же был изменен шрифт. По заявлениям компании, ребрендинг должен был затронуть «не только визуальный образ, но и все составляющие деятельности». Как и раньше, все обещания остались на бумаге, а существенного увеличения абонентской базы (сейчас — 190 тыс. абонентов) не произошло.

В начале 2008 г. поползли слухи о том, что БеСТ собираются продавать. Причем не за маленькие деньги. «Наша компания приняла решение о начале подготовительной работы по приобретению доли в компании БеСТ», — объявил в апреле турецкий оператор Turkcell. Во вторник, 29 июля, слухи подтвердились официально: третий белорусский GSM-оператор, с которым связывали большие надежды белорусские власти, был продан за $500 млн.

Российские аналитики и эксперты от отрасли, однако, уверены, что «справедливая» цена за БеСТ — не более $100 млн. И это без учета других отягчающих обстоятельств. К примеру, в 2007 году годовое задание по оказанию населению платных услуг БеСТ выполнил лишь на 13%. В этом году некоторые станции оператора были отключены за неуплату арендных платежей, а строительство сети приостанавливалось. Кроме того, с 2009 года БеСТ должен будет начать погашать китайский кредит в размере $234 млн.

Почему Turkcell согласился переплатить? Понятно, что турецкого оператора интересовала сама возможность работы на белорусском рынке, а не БеСТ с его небольшим количеством абонентов и слабой инфраструктурой. Сможет ли Turkcell вдохнуть в компанию новые силы? Хватит ли $500 млн. инвестиций, о которых заявили турецкие бизнесмены, на то, чтобы составить достойную конкуренцию лидерам рынка? По мнению российского аналитика ИК «Финам» Элины Юриной, хватит. А как окажется на практике — покажет время.
БеСТ сквозь года

Каким представал БеСТ из материалов Onliner, опубликованных за эти годы?

«Как признался гендиректор ЗАО «БеСТ», компания не надеется на господдержку и не рассчитывает на покрытие расходов, связанных с социальными тарифами за счет бюджета страны. «Мы хотим быть эффективной компанией, которая способна сама покрывать свои коммерческие издержки», — вторит своему шефу Сергей Поблагуев».

БеСТ: чтобы стать «Лучшим», нужны 200 млн. долларов

«Я могу написать письмо и внизу нарисовать стилизованного красного коня вместо логотипа, и все поймут, что это БеСТ. Этот конек — яркая эмоциональная точка, а не просто логотип. Мы можем, например, развесить по Беларуси плакаты с красным конем. Всем будет понятно, что это БеСТ. Бренды, которые состоят, например, из желто-синих слов на белом фоне, такого сделать не смогут».

Представители ЗАО «БеСТ» отвечают на вопросы посетителей onliner.by

«Учитывая, что первым в списке покрытия значится Минск, оператор хочет обеспечить высокое качество связи уже в первый день работы сети. «Я не буду вспоминать предшественников БеСТ, но все вы знаете, что это был такой старт «на коленке», многие системы не были уверенно имплементированы. Мы решили защитить себя от неуверенного старта, и поэтому у нас он будет объявлен с уверенным покрытием Минска», — сказал С. Поблагуев. Он заявил также, что количество базовых станций в Минске на момент запуска будет значительно больше, чем у действующих операторов на старте».

БеСТ хочет качественно и быстро!

«Выход на арену четвертого оператора страны (и третьего в стандарте GSM) получился довольно своеобразным. С одной стороны, условия лицензии выполнены. С другой стороны, тарифные планы БеСТ, мягко говоря, не способствуют быстрейшей популяризации оператора в массах. Подозрительно выглядит полное отсутствие рекламы и квалифицированного «пиара» — в предновогодние дни это непростительно».

БеСТ начал работу

«Почему появился третий государственный оператор [GSM], вы знаете? Первая компания не являлась государственной, потому что у нас не было знаний для самостоятельного развития. По моему мнению, уже второй оператор должен был стать государственным, — заявил Николай Ильясович. — В свое время [когда был объявлен тендер на третью лицензию GSM] вновь приглашать иностранцев и давать им половину прибыли для меня было дикостью. Они ведь возьмут кредиты, белорусский народ их фактически оплатит, и пожизненно этот оператор будет получать 49% прибыли».

«Шесть президиумов Совмина было, все полагали, что надо пригласить иностранца. Но президент принял верное решение, — отметил г-н Азаматов. — Надо строить свою государственную сеть, чтобы прибыль оставалась в Республике Беларусь. В работе над сетью БеСТ принимают участие наши, белорусские предприятия, чего не было при создании первого и второго операторов. Мы ведем проектные и строительные работы, производим некоторое оборудование (к примеру, блоки питания)».

Государственный оператор БеСТ начал работу в Гродно

«Эпитет «народный» вынуждает представителей БеСТ использовать «социальную» риторику, однако стороннему наблюдателю отчетливо видится конкретная цель акции — увеличить количество абонентов. В некотором смысле фраза «наБери и говори» может быть применима и к самому оператору: увеличив абонентскую базу в рамках акции, БеСТ надеется, что «говорить» новые абоненты будут и дальше».

БеСТ намерен набрать тысячи абонентов

«Третий белорусский GSM-оператор за все время работы никакого потолка не достиг — компания фактически отработала вхолостую. При этом наблюдалось неприкрытое маркетинговое шараханье из стороны в сторону: то БеСТ обещал, что не собирается взимать абонентскую плату (называя ее «деньгами за воздух»), то обреченно признавал, что без абонплаты не обойтись. Около 180 тыс. абонентов были набраны откровенно акционными методами, а это означает, что показатель ARPU стремится к нулю. В октябре из-за промежутка между акциями приток новых абонентов упал до неприличных 2,5 тыс. Отдельная ситуация с качеством голосовой связи, а также с передачей данных».

БеСТ провел ребрендинг

 



 
Похожие новости по теме:


» БеСТ рассчитывает на резерв

» Сотового оператора БеСТ готовят к продаже

» БеСТ не знает об одобрении сделки по продаже акций

» Turkcell купил белорусского оператора

» «БелСел» извинился за «неоправданные надежды», сегодня услуги связи будут отключены

 
Прочитано: 3485 раз(а)


Рекомендуем: 


Интересные факты

Популярные новости

Интересные события