С 1 января могут ввести утилизационный сбор по российской модели

10 Dec 2013

До конца года осталось совсем немного, но автомобильный бизнес Беларуси пребывает в информационном вакууме. До сих пор непонятна ситуация с утилизационным сбором, который, по неофициальной информации, могут ввести у нас с 1 января 2014 года. Белорусская автомобильная ассоциация (БАА) провела сегодня пресс-конференцию, где эксперты обсудили важные моменты, касающиеся данной темы.

Российская модель

В рамках вступления России в ВТО пошлины на импортные автомобили были снижены до 25% с обязательством постепенного снижения до 15% в течение 7 лет. При этом с сентября прошлого года здесь введен утилизационный сбор как на новые, так и на подержанные автомобили, произведенные за пределами РФ. С 1 января 2014 года сбор будет распространяться и на российские авто, а также на машины, произведенные на территории Таможенного союза. При этом сбор будет взиматься исключительно с автомобилей, ввезенных/произведенных после 1 января 2014 года. Споры России с ВТО по механизму взимания утилизационных пошлин до сих пор продолжаются.

Казахстан

Казахстан сегодня находится на финишной прямой вступления в ВТО, но российская модель утилизационного сбора этой стране не подходит. Министр по делам экономической интеграции Республики Казахстан заявил: «Если мы введем утилизационный сбор в таком виде, в каком он был введен в России, у нас просто остановятся переговоры по вступлению в ВТО».

Перспективы Беларуси

По имеющейся у нас информации, в Беларуси предложено внедрить российскую модель сбора, но в худшем ее варианте. Предложенная редакция проекта указа гласит: утилизационный сбор должен оплачиваться с 1 января 2014 года независимо от даты ввоза автомобиля. При этом о снижении тарифов таможенных пошлин пока никто не говорит. Дифференцированный подход взимания сбора только с автомобилей, произведенных за пределами ТС, сохранен (в России отменяется с 1 января).

Ожидается, что размер сбора будет указываться в российских рублях, хотя пошлина на автомобили у нас исчисляется в евро. Таким образом, в расчете ценообразования автомобиля на территории нашей страны скоро будут фигурировать сразу три валюты. Эксперты БАА считают, что белорусам стоит подождать разрешения споров России и ВТО, чтобы потом ввести утилизационный сбор с учетом всех замечаний. При этом ассоциация предлагает создать четкую систему администрирования данного сбора, а не смотреть на интересы лишь нескольких промышленных предприятий. У экспертов БАА есть четыре предложения к правительству, выражающие позицию организации по цивилизованному введению утилизационного сбора:

1) ввести сбор не ранее трех месяцев после официального опубликования указа президента;
2) распространить требования об уплате утилизационного сбора на транспортные средства, ввезенные после вступления в силу соответствующего нормативного акта (а не при регистрации);
3) ввести равные ставки утилизационного сбора для юридических и физических лиц;
4) снизить ставки таможенного тарифа на ввозимые автомобили до уровня, установленного в России.